Разочарование без последствий: почему избиратели не ждут выборов в Думу | СВЕЖИЕ НОВОСТИ

Разочарование без последствий: почему избиратели не ждут выборов в Думу

 Разочарование без последствий: почему избиратели не ждут выборов в Думу

Денис Волков

Forbes Contributor

Разочарование без последствий: почему избиратели не ждут выборов в Думу

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС

Стратегия российской власти позволит ей получить в сентябре Госдуму, которая вряд ли будет сильно отличаться от нынешней. Однако у такой политики есть свои долгосрочные издержки, указывает директор Левада-центра (признан в России иностранным агентом) Денис Волков

За месяц до очередных выборов в Госдуму общественные настроения выглядят довольно спокойными. На протяжении почти года, вплоть до начала лета 2021 года, в обществе наблюдался медленный, но устойчивый рост оптимизма, связанный с нормализацией жизни в условиях пандемии. Шок от карантинных ограничений прошлого года остался позади, а к тревожным новостям начали привыкать. Оценки личного материального благополучия и ситуации в экономике приблизительно напоминают положение дел перед выборами 2016-го. 

Но если пять лет назад оценки ситуации еще долго улучшались после выборов, то сегодня этого вряд ли стоит ожидать. Последние пару месяцев оптимизм начал снижаться. Несмотря на все реверансы власти в сторону граждан — от активного регулирования цен на товары первой необходимости до коронавирусных пособий на детей, выплаты которых подгадали под самые выборы — людям явно не хватает хороших новостей и уверенности в завтрашнем дне, поэтому индикаторы идут вниз. На оставшийся до выборов месяц запаса прочности хватит, а дальше — уже совсем другая история.

Относительная стабильность общественных настроений объясняет устойчивость электоральных предпочтений. Насколько можно судить по данным из открытых источников, рейтинги основных политических партий практически не меняются на протяжении последних месяцев. Такой устойчивости способствует практически полное отсутствие агитации. И в этом нынешние выборы также напоминают 2016 год, когда контуры будущей Думы были понятны за месяцы до дня голосования. 

Стоит напомнить, что яркая избирательная кампания с обсуждением насущных проблем, предвыборных программ кандидатов и критикой оппонентов может заметно поменять электоральные предпочтения. Так обычно бывает на Западе, а в отечественной практике подобная картина наблюдалась в последние годы разве что на выборах столичного мэра в 2013 году, когда Алексей Навальный с помощью яркой агитации смог в разы увеличить свою поддержку среди москвичей: на старте за него были готовы голосовать лишь 1%, а по итогам выборов он получил 27% голосов избирателей. На выборах 2021 года за чрезмерную активность можно даже и штраф заработать. Поэтому вряд ли стоит ждать сюрпризов от сентябрьского голосования. 


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*